Нагая панночка и светлая душа насильника Брута: на IFMC показали страх и ненависть в Миргороде

20 ноября на фестивале IFMC в Витебске показали премьеру постановки академического театра «Киев Модерн Балет» по повести Николая Гоголя «Вий».
На фестивале IFMC в Витебске показали премьеру постановки академического театра «Киев Модерн Балет» по повести Николая Гоголя «Вий». Фото Сергея Серебро

Первый раз эту постановку показали в Киеве в канун Купалья. Потом показы прошли еще в нескольких городах. В Беларуси, увы, первыми увидеть «Вия» смогли минчане.

На фестивале IFMC в Витебске показали премьеру постановки академического театра «Киев Модерн Балет» по повести Николая Гоголя «Вий». Фото Сергея Серебро

На фестивале IFMC в Витебске показали премьеру постановки академического театра «Киев Модерн Балет» по повести Николая Гоголя «Вий». Фото Сергея Серебро

Определенным новшеством балета является использование для создания декораций технологий CGI. В глубине сцены установлен куб со стенами из тюля, на который и проецируется компьютерная графика декораций. В том числе и с этим связано скудное освещение сцены, что, в купе с превалированием черных и красных тонов в костюмах, создаёт особо мрачную атмосферу.

На фестивале IFMC в Витебске показали премьеру постановки академического театра «Киев Модерн Балет» по повести Николая Гоголя «Вий». Фото Сергея Серебро

На фестивале IFMC в Витебске показали премьеру постановки академического театра «Киев Модерн Балет» по повести Николая Гоголя «Вий». Фото Сергея Серебро

Как обычно Раду Поклитару бережно относится к литературному первоисточнику и старается далеко от него не уходить. На сцене мы видим всё ту же повесть Гоголя, но в сжатом, и как бы концентрированном виде.

На фестивале IFMC в Витебске показали премьеру постановки академического театра «Киев Модерн Балет» по повести Николая Гоголя «Вий». Фото Сергея Серебро

На фестивале IFMC в Витебске показали премьеру постановки академического театра «Киев Модерн Балет» по повести Николая Гоголя «Вий». Фото Сергея Серебро

Правда, первое знакомство панночки и Хомы Брута происходит не на хуторе, а в каком-то ночном клубе, но знакомство это заканчивается одинаково. У самого Гоголя достаточно откровенно описаны экстатические чувства бурсака во время ночных «скачек»: «Пот катился с него градом. Он чувствовал бесовски сладкое чувство, он чувствовал какое-то пронзающее, какое-то томительно-страшное наслаждение. Ему часто казалось, как будто сердца уже вовсе не было у него, и он со страхом хватался за него рукою». В балете все еще более недвусмысленно — освободившийся от власти ведьмы озверевший «философ» насилует и убивает панночку. Это особенно яркая и дикая сцена.

На фестивале IFMC в Витебске показали премьеру постановки академического театра «Киев Модерн Балет» по повести Николая Гоголя «Вий». Фото Сергея Серебро

На фестивале IFMC в Витебске показали премьеру постановки академического театра «Киев Модерн Балет» по повести Николая Гоголя «Вий». Фото Сергея Серебро

На отпевание жертвы бурсака влекут ее телохранители, которые в постановке замещают дворовых казаков пана сотника. А дальше на сцене появляется душа Хомы Брута, которая в отличие от самого «философа» рядится в белые одежды. Во время ночных бдений у тела панночки душа будет пытаться спасти тело от неминуемого возмездия.

На фестивале IFMC в Витебске показали премьеру постановки академического театра «Киев Модерн Балет» по повести Николая Гоголя «Вий». Фото Сергея Серебро

На фестивале IFMC в Витебске показали премьеру постановки академического театра «Киев Модерн Балет» по повести Николая Гоголя «Вий». Фото Сергея Серебро

Обратимся к архетипу изнасилования юной красавицы героем. В «Илиаде» Аякс Оилид насилует Кассандру в храме Афины прямо у статуи богини, совершая страшное святотатство. А когда ахейские воины собираются его за это казнить, сам укрывается в том же храме, избегая, таким образом, наказания — эллины не решаются проникнуть в храм.

На фестивале IFMC в Витебске показали премьеру постановки академического театра «Киев Модерн Балет» по повести Николая Гоголя «Вий». Фото Сергея Серебро

На фестивале IFMC в Витебске показали премьеру постановки академического театра «Киев Модерн Балет» по повести Николая Гоголя «Вий». Фото Сергея Серебро

В «Вие» церковь, чьи стены обычно считаются неприступными для темных сил, не является убежищем для Брута и он спасается только магическим кругом, очерченным вокруг. В балете, впрочем, мелового круга нет — его роль играет мечущаяся белая душа бурсака.

На фестивале IFMC в Витебске показали премьеру постановки академического театра «Киев Модерн Балет» по повести Николая Гоголя «Вий». Фото Сергея Серебро

Однако и она оказывается бессильна против тех сил, которым служила панночка, будучи, вероятно, жрицей каких-то древних богов или демонов. На третью ночь на ее призыв является Вий, перед которым уже нагая юная дева склоняет колени. Она поднимает веки этого колоссального древнего создания, и демон обнаруживает Хому.

На фестивале IFMC в Витебске показали премьеру постановки академического театра «Киев Модерн Балет» по повести Николая Гоголя «Вий». Фото Сергея Серебро

В балете Вий целует Брута, и во время этого поцелуя душа бурсака конвульсирует. После непродолжительной агонии Хома бездыханный падает замертво. Возмездие свершилось на земле, и душа «философа» карабкается по веревочной лестнице в небеса…

На фестивале IFMC в Витебске показали премьеру постановки академического театра «Киев Модерн Балет» по повести Николая Гоголя «Вий». Фото Сергея Серебро

Меткі: , , , ,

Чытайце яшчэ