Грядущее 100-летие УНОВИС отметили в Витебской музыкальной гостиной

Витебские последователи авангардного творчества начала ХХ века провели выставку-акцию посвящённую 100-летию создания знаменитого творческого объединения «УНОВИС».
100-летие УНОВИС отметили в Витебской музыкальной гостиной. Фото Юрия Шепелева

Приехав в Витебск в 1919 году в качестве преподавателя, Казимир Малевич благодаря своей неудержимой творческой энергии смог объединить вокруг себя последователей его идей супрематического искусства.

Его реформаторский подход к традиционному творчеству нашёл отклик у большинства учащихся и преподавателей Витебского народного художественного училища. В результате, в группу Казимира Малевича вошли около 40 человек, в том числе и преподаватели, уже состоявшиеся художники Нина Коган, Лазарь Лисицкий и Вера Ермолаева.

100-летие УНОВИС отметили в Витебской музыкальной гостиной. Фото Юрия Шепелева

Всего, в группе художественных обновленцев Малевича насчитывалось около 40 человек. Среди них были А. С. Векслер, М. С. Векслер, И. Т. Гаврис, Э. И. Гурович, Л. Л. Зуперман, Н. И. Иванова, Е. М. Магарил, В. Носков, Г. И. Носков, Е. М. Рояк, Д. Н. Санников, Н. М. Суетин, Л. М. Хидекель, М. В. Цейтлин, Л. О. Циперсон, И. Г. Чашник, И. И. Червинко, Л. А. Юдин.

100-летие УНОВИС отметили в Витебской музыкальной гостиной. Фото Юрия Шепелева

В январе 1920 года сторонники Малевича основали объединение «Молпосновис» — молодые последователи нового искусства. Через несколько дней, когда в группу вошли и более старшие члены — преподаватели училища, она получила название «Последователи нового искусства» — «Посновис».

Окончательное название УНОВИС было принято 14 февраля 1920 года. Манифест УНОВИСа был опубликован в газете «Известия Витебского губернского совета крестьянских, рабочих, красноармейских и батрацких депутатов» от 17 марта 1920 года.

100-летие УНОВИС отметили в Витебской музыкальной гостиной. Фото Юрия Шепелева

Объединение УНОВИС задумывался Малевичем как «партия супрематизма», целью которой было демонстрировать и продвигать эстетику обновлённого искусства в общественную среду с помощью лекций, митингов, перфомансов.

Основная задача в продвижении деятельности УНОВИСа возлагалась на различные печатные издания, в том числе листовки, стенгазеты, самиздат, журналы, которые должны были влиять на сознание постреволюционного общества с тем, что бы прийти к мысли, о неотвратимости и необходимости произошедших перемен.

100-летие УНОВИС отметили в Витебской музыкальной гостиной. Фото Юрия Шепелева

Творчество художников-реформаторов должно было убедить ещё неокрепший советский класс, что деятельность политиков-реформаторов принесёт только пользу и прогресс, причем не только в искусстве, но и во всех сферах жизнедеятельности.

Помимо Витебска, отделения УНОВИС были созданы и в других городах бывшей царской империи. Первый филиал был открыт в 1920 году в Смоленске, затем - в Москве, Перми, Оренбурге, Саратове, а также в Самаре, Екатеринбурге, Одессе.

100-летие УНОВИС отметили в Витебской музыкальной гостиной. Фото Юрия Шепелева

Витебский УНОВИС действовал до лета 1922 года. Первый и последний выпуск студентов Витебского Народного художественного училища состоялся в мае этого года. Из 10 выпускников 8 были членами УНОВИСа. Впоследствии УНОВИС был вытеснен властями из общественной жизни города, и вскоре после выпуска, Малевич и большинство членов объединения уехали в Петроград.

Куратором выставки в Витебской музыкальной гостиной выступила художник и преподаватель Галина Васильева, идейным вдохновителем стала профессор Витебского государственного университета им.Машерова Татьяна Котович.

Меткі: , ,

Чытайце яшчэ