В Витебске проходит выставка графики и скульптуры Александра Шаппо

В экспозиции «Начало» Александра Шаппо Витебский художественный музей представил литографические и скульптурные произведения известного художника, выражающие магическое видение реальности.
А. Шаппо. Минотавр (фрагмент скульптуры)

При знакомстве с работами Александра Шаппо вспоминаются слова витебского художника Александра Малея, сказанные им на другой выставке, но относящиеся к представленной экспозиции напрямую: «Мы очень мало говорим, мало привязываем понятие духовности к современному искусству. О чём угодно говорим, только не об этом. Только когда нарисован ангел с нимбом на голове, или какая-то евангельская тема, это сразу воспринимается за духовность… Понять, что искусство это такая же религия, и она творится по эстетическим законам, которые придумал Бог, очень непросто».

Можно также вспомнить слова замечательного писателя и литературоведа Дмитрия Быкова: «Всё искусство – это перевод с неизвестного, с небесного языка на земной». Духовные и мистические истоки творчества Александра Шаппо очевидны, и художественное выражение мистического визиона совокупно с творческой фантазией автора подкреплены высочайшим уровнем профессионализма. При этом религиозность искусства художника выходит далеко за рамки духовности, воспринимаемой исключительно в социализированном или аскетическом ключе.

А. Шаппо. Казанова

Искусство Александра Шаппо не стремится к изображению ангелической реальности чистых небесных духов, закрытой от человечества «небесной печатью». Эти иерархии лишены противоречивости и двойственности, их бытие, по сути, антагонистично Среднему миру. Творчество художника передаёт влияние тех начал, которых называют «поднебесными духами», актуализирующих возможности познания и дифференцирующих различные аспекты существования. Традиции единобожия негативно относятся к этим сущностям, хотя они не являются деструктивными «силами зла». Но в проекции магического мировоззрения познание разных потоков бытия, отнюдь не только восходящих и дематериализующих, способствует полноте реализации и утверждению себя как «космического существа». В этом отношении творчество Александра Шаппо имеет ярко выраженный магический характер.

А. Шаппо. Шарф для единорога

Не зря в ряде графических работ Александра Шаппо можно увидеть предметы, относящиеся к холодному оружию: мечи, кинжалы, сабли. Но они не имеют милитаристского контекста. Их символизм указывает на ситуацию разделения и увеличения различий, неизбежную при спуске в глубины проявленного. Обладательницами этих мечей являются женщины как носительницы субстанциального принципа мироздания. Неудивительно, что всё это оружие направлено вниз, и это опять же говорит о принципе манифестации от высших планов бытия к хтоническим глубинам. Так как меч в традиции символизирует ещё и Слово Божие, мы сталкиваемся здесь с откровениями Великой Богини.

А. Шаппо. Игра в четыре сабли

Богатство и многообразие Жизни в её стихийности и самодостаточности выявляется в образном и символическом ряде произведений Александра Шаппо. Это его Начало, о чём он повествует сам: «Начало – движущая сила любой жизни, творческий акт от сотворения мира до рождения ребёнка. История любви родителей, город художников и влюблённых, женское тело, дающее жизнь, – первоисточники моего творчества, изначальные эмоции, лейтмотивы».

Александр Шаппо, хотя давно живёт и работает в Минске, но родом из Витебска. Город, в котором он родился, наполнен, по его словам, значительным магическим и символическим содержанием: «Здесь зародилось новое белорусское искусство, навсегда определив неповторимую судьбу этого места, зарядив его невероятной творческой энергетикой. Витебск, как белорусский Париж, рождает всё новых художников, зажигает новые звёзды. Место силы. Начало пути».

Говоря о Жизни во всём её магическом содержании как основополагающем принципе творчества Александра Шаппо, нельзя не отметить глубокое соответствие данному принципу техники литографии. Помимо того, что её можно назвать «скульптурным прочтением рисунка», и в этом выставка «Начало» раскрывает единство скульптурных и графических работ художника, она придаёт образу дополнительную осязаемость и вещественную достоверность. Печать с камня на плоскость подчёркивает в творчестве автора этот принцип нисхождения в проявленное, постижение хтонических глубин бытия.

А. Шаппо. Ты можешь позабыть мою любовь

Куратор выставки Екатерина Мясникова на мероприятии открытия также говорила о фундаментальном смысле работ Александра Шаппо: «Здесь мы видим не только умение писать, но и ту самую психологическую глубину, серьёзную философию, какие-то совершенно иные грани реальности, за которые заглядывает художник, и за которые предлагает заглянуть нам». Художник Николай Дундин подчеркнул, что образы Александра Шаппо становятся частью окружающего мира и выходят в реальность: «Размеры этих работ не ограничиваются пространством, они очень большие, сильные, мощные, со своим определённым стилистическим кодом».

Николай Дундин на открытии выставки Александра Шаппо. Фото Георгия Корженевского

Выставка Александра Шаппо «Начало» в Витебском художественном музее завершит свою работу 14 июня. Её «финисаж» состоится в этот день, в 15.00. Художник, куратор выставки, и работники музея приглашают всех желающих на мероприятие закрытия экспозиции.

Меткі: , ,

Чытайце яшчэ