«Пакт Рериха» в Витебске

В Витебском краеведческом музее 29 марта завершает свою работу экспозиция Международного выставочного проекта «Пакт Рериха. История и современность».
Экспозиция Международного выставочного проекта «Пакт Рериха. История и современность». Фото Георгия Корженевского

Выставка имеет просветительский характер и рассказывает о деятельности личности для всего постсоветского пространства совершенно беспримерной и уникальной. Огромный интерес сегодня образ Николая Рериха вызывает, когда речь идёт о концепциях всемирного управления. В настоящее время возникновение многочисленных вариаций теории заговоров «мирового правительства» показывает лишь полную утрату возможностей глобального видения человеческой истории. Куда уж там, тем более, до телеологии, постижения божественного промысла… Николай Рерих как раз и являлся тем, для кого мировая «синархия» в качестве «иерархического закона существования единого организма человечества» и свойственной именно для него «лестнице развития», была открытой книгой. Выставка в Витебском краеведческом музее очень тонко и ненавязчиво намекает на это.

Книги Николая Рериха. Фото Георги Корженевского

В данной экспозиции посетители не могут увидеть подлинников произведений великого художника, мистика и общественного деятеля. Однако представлены репродукции картин, стенды, рассказывающие об истории подписания международного «Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» («Пакт Рериха»), осуществлённого представителями политической элиты Европы и США, а также постеры, раскрывающие универсальность знака Триединства на рериховском Знамени Мира. Всё это демонстрирует глобальность миссии Николая Рериха, которая была призвана охватить всё пространство человеческой ойкумены.

Универсальность Знака Триединства для духовных культур человечества. Фото Георги Корженевского

Весь жизненный путь великого духовидца свидетельствует о его беспримерной человеческой цельности. Решению универсальных задач, возложенных перед ним, сопутствовали и все факты его биографии, в том числе и полученное разносторонне образование. Куратор выставки Валентина Моисеенко рассказывала нам об этом: «Мало кто знает, что второе образование, как сейчас говорят, у Николая Константиновича Рериха – это юридическое образование. Посещая Академию художеств, он в то же время учился и на юридическом факультете. Ибо воля его отца была такова, чтобы он унаследовал профессию юриста. А Николай Константинович был послушным сыном, и дабы не нарушить желание и волю отца, но и от своей не отказаться, он поступил сразу в два учебных заведения. Это и помогло ему не просто подать идею, но и принять самое непосредственное участие в составлении своего Пакта».

Валентина Моисеенко. Фото Георги Корженевского

Николай Рерих вышел из среды модерна Серебряного века русской культуры, а данному веку в частности и эпохе модерна вообще, было присуще стремление к постижению первооснов духовных традиций, видение в отдельных религиозных системах единой вселенской истины. Стремление к земной реализации универсалистских идей было невозможно без ниспровержения того, что в православии именуется «Катехоном» («Удерживающим»), которым и являлся русский царизм. Отсюда поддержка Рерихом политических преобразований в России, в том числе, в определённый период времени, и большевистского правительства. Картина «Зарево», репродукция которой экспонирована на выставке, раскрывает неизбежность огненного воздействия Духа, и оно должно быть разрушительным для «крайне твёрдого состояния государственности».

Н. Рерих. Зарево

Хотя, конечно же, конституционные демократы, эсеры и меньшевики стояли бы куда ближе к воплощению рериховских идеалов и проектов. Тем не менее, и в среде большевиков были люди, обладавшие знаниями универсальных источников управления историческими процессами. Среди них широкой публике наиболее известны такие личности, как Александр Барченко, Яков Блюмкин и Глеб Бокий. Но уже в конце 20-х годов имперская реальность «Катехона» была восстановлена Иосифом Сталиным, а все те, кто обладал знанием глобальной иерархической синархии, были расстреляны по обвинениям в сотрудничестве с эсерами, меньшевиками, троцкистами и зарубежными разведками. Николай Рерих остался одним из немногих выживших, как, например, и Георгий Гурджиев, так как они не поддались соблазнам возвращения в «новую старую» Россию.

Н. Рерих. София-Премудрость

Экспозиция «Пакт Рериха. История и современность» напоминает нам, что возможность эволюции осознания, движущейся в направлении постижения универсальной реальности человеческой ойкумены, никогда не была закрыта. Об этом свидетельствуют многочисленные изображения знака Триединства, символической основы всего рериховского движения, присущего множеству эпох и человеческих цивилизаций, во всём своём многообразии представленные на выставке. Однако всегда следует помнить о необходимости наличия такого качества, как различение. А это значит – не поддаваться возможному потенциальному внедрению в сознание иллюзорных идей о исторической «миссии» или «величии» современной России, движущейся по пути воссоздания империи. Даже несмотря на происхождение художника, и на то, что фотографии Музея Международного центра Рерихов в Москве свидетельствуют нам о его действительном благолепии, что и нашло отражение на выставке.

Музей имени Н.К. Рериха в Москве. Зал Знамени Мира

Существует неснимаемая противоположность между империей и ойкуменой. И если деятельность семьи Рерихов имела вселенский характер, то, к глубокому сожалению, современные имперские тенденции в России восстанавливают её прежнее обличье «Катехона», то есть мирового «удерживающего тормоза» на пути эволюции осознания человечества. Господствующая направленность, проявленная в современной российской политике, противоположна содержанию рериховского учения. И подлинным выбором для белорусов является ойкумена, а не «объединяющая» в неразличимое «единство» империя. Ибо синархические законы глобального мирового сообщества не противоречат духовным основам любой национальной культуры. Напротив, по словам Владимира Шмакова, принадлежащего к той же когорте постигших вселенскую реальность, что и Рерих или Гурджиев, эти законы способствуют «повышению порядка всеобщего множества».

Н. Рерих. Прокопий праведный за неведомых плавающих молится

Меткі: ,

Чытайце яшчэ