В Витебске открылась выставка «В лабиринтах фантазий».

В Витебском центре современного искусства состоялось открытие выставки «В лабиринтах фантазий», представленной творческим объединением «m’ART» — это десятая, юбилейная, экспозиция художников.
Художники на открытии выставки. Фото Георгия Корженевского

Как отмечалось на открытии выставки, состоявшемся 11 марта, если обычно человек ищет выход из лабиринта, художники, напротив, предлагают посетителю войти в него. Замечание, конечно же, проницательное, но если кому-либо покажется, что здесь есть противоречие, оно очень даже мнимое.

Для того, чтобы убить своего внутреннего Минотавра, образ которого указывает на «семя дьявола внутри человека», в еврейской и оккультной мировой традиции обозначаемое как эйцехоре (Yetzer ha-Ra), его нужно познать. А это невозможно без вхождения в собственный гносеологический лабиринт. Впрочем, художники не задавались целью запугать зрителя, или погрузить его в невыносимо мрачное и скорбное восприятие изнанки «Мировой Воли». В том числе и потому само название выставки содержит в себе довольно непритязательную отсылку к «фантазиям».

Олег Захаревич. Лабиринт фантазий

На самом деле речь идёт не столько о фантазиях, сколько о феномене так называемого «мистического реализма» в изобразительном искусстве, обращающемся к языку символов и аллегорий. Художники не навязывают зрителям своё восприятие мира, их картины обращаются к опыту внутренней жизни каждого человека. Данный опыт может включать в себя как личные откровения и мир сновидений, так и индивидуальное проживание культурных символов и архетипов. Правила лабиринта Минотавра включают в себя невозможность войти туда толпой, так в ней оказываются только жертвы. Герой совершает свой бесстрашный акт познания непременно в одиночку.

Олег Захаревич. Лабиринт фантазий

Одна из основных сквозных тем выставки – тотальная механизация существования человека в современном мире, его встроенность в глобальную социальную среду, превращающую людское сообщество во всеобщий муравейник. В особенности эта тематика очевидна в творчестве Александра Некрашевича, который демонстрирует представителя постмодерна в его принадлежности к дегуманизированной сериальной и клиповой действительности. Она несёт тотальный фактор расчеловечивания. Художник наглядно, ярко и образно демонстрирует лики инволюционной среды общества-спектакля и пленённость индивидуальной воли представителя цивилизации (civilizados) в лабиринтах глобального социума.

Александр Некрашевич. Фоторобот #2

Как мы видим, на выставке приняли участие не только витебские художники. Посетители могут увидеть работы Олега Захаревича, Елены Гуриной, Владимира Концедайлова, Сергея Сотникова, Александра Некрашевича, Александра Демидова, Лилии Куленёнок. Таким образом, экспозиция объединила в себе усилия мастеров изобразительного искусства из Витебска и Минска. На неё представлена не только живопись, но и графика, скульптура, а также фотография. Неизменным куратором и основателем самого проекта является Олег Захаревич, художник мира символов, архетипических идей и сновидений. Но уже по поводу следующей выставки было объявлено, что дорога будет открыта молодым. Исходя из этого, куратор временно сменится, и им будет молодая витебская художница Елена Гурина.

Елена Гурина, Владимир Концедайлов и Олег Захаревич. Фото Георгия Корженевского

Нельзя не отметить ещё одну важную черту, как данной выставки, так и вообще всех экспозиций творческого объединения «m’ART». Это приверженность эстетической категории Прекрасного в искусстве. Прекрасное – вообще неотъемлемое свойство космической жизни, и даже те картины, которые раскрывают глубокие изъяны насквозь манипулятивного социума ницшеанских «последних людей», обладают эстетической притягательностью.

Александр Некрашевич. Тюнинг

Впрочем, выставка не концентрируется только на одном лишь негативе всей совокупности актуального воздействия социотехники. Очень значимы также идиллические, пасторальные мотивы, которые в данном случае выступают в качестве противовеса современному миру глобального потребления, где объектом потребления становится также и человек. В особенности тематика идиллии, выраженная опять же в глубоком образно-символическом ключе, характерна здесь для Александра Демидова. А Олег Захаревич в своих разнообразных по смыслу работах осуществил интеграцию общей философской концепции экспозиции.

Александр Демидов. Тюльпановое дерево. Сёстры

Приглашаем всех неравнодушных к постижению разнообразия вопросов содержания бытия человека в современном мире на выставку «В лабиринтах фантазий». Ибо в ней продемонстрирован как негативизм социальных фантазмов, так и полёт творческого воображения художников, который непременно подтолкнёт на собственные ответы и выводы.

Меткі: ,

Чытайце яшчэ