Таинственный мир Елены Гуриной

В Витебском центре современного искусства состоялось открытие выставки Елены Гуриной «Крафт».
Елена Ге и Елена Гурина. Фото Георгия Корженевского

По словам молодой художницы, название экспозиции происходит от аналогичного наименования сорта бумаги, на которой и выполнены все работы: «Этот сорт бумаги пришёлся мне по душе. Она имеет разные оттенки и создаёт различные состояния. Так получилось, что эта бумага стала соавтором моих работ». За этими, казалось бы, простыми и непритязательными словами, кроется очевидная художественная и философская истина стремления к созданию единого неразрывного пространства, в котором нет трагических надломов и инфернальных зияющих отверстий, нет скорби, боли и страдания. Не потому ли и мир, сотворённый художницей, стилизован как сказочный и волшебный?.. И не оттого ли он является таким загадочным и притягательным, о чём говорили многие посетители на открытии выставки?

Е. Гурина. Натюрморт с акцентом.

Об этой загадочности и новом сотворении сказала также старший научный сотрудник ВЦСИ Елена Ге: «Какие-то вещи, которые могли бы показаться обыденными в академическом рисунке, здесь предстают как новые. Сама изобразительная техника вместе с мыслью художника создаёт совершенно новый мир». А высказываясь о загадочности, присутствующие отмечали, что в работах Елены Гуриной «присутствует тайна, которую мы, наверное, никогда не разгадаем, и она никогда не откроет нам её». Здесь можно, однако, приоткрыть некоторую дверь к постижению, заметив, что изображения намекают нам на восприятие в проекции детского видения мира, ещё не обусловленного назойливой социальной «образованщиной». Это простота и чистота восприятия, когда оно ещё не подвергнуто навязчивой социальной дрессировке. И Елена Гурина совершенно осознанно обращается к нему, ибо и в Евангелии сказано: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царствие Небесное» (Мф. 18: 3).

Е. Гурина. Птица.

От творческого объединения художников «m’ART» Елену Гурину поздравил её коллега Олег Захаревич. Он отметил, что дух экспериментаторства, присущий ей, принёс свои плоды: «Я всегда говорил, что художник обязан удивлять, обязан восхищать своих коллег, зрителей. И Елене это удалось». Такие произведения, по словам Олега Захаревича, заставляют удивляться, им присуща «новизна и интимность необыкновенная». Согласимся здесь с известным художником, ибо впечатления новизны происходят от непосредственности видения. А эту непосредственность и передаёт нам Елена Гурина. Очевидно, что совсем не зря Олег Захаревич говорил о «разгоне и полёте», о том, что следует «разгонять монаду». Ведь монада, согласно оккультным традициям, это единая и неделимая частица божественного в человеке, его Божественное Я. И установить с ней связь опять же означает прийти к той высокой и красивой непосредственности, пример которой в своих работах нам подаёт художница.

Е. Гурина. Натюрморт.

Директор Витебского центра современного искусства Андрей Духовников, а сотрудником этого музея Елена Гурина является, обозначил ещё одну важную деталь, являющуюся корпоративной. Он отметил, что работа молодой художницы в ВЦСИ способствует её творческому полёту: «В Центре современного искусства хорошая, почти семейная атмосфера. Здесь интересно, весело, может быть, не всегда всё получается, как хотелось бы, но всё действительно хорошо». Что ж, уют атмосферы единомышленников в музее, очевидно, отразился и в картинах художницы, с этим не поспоришь. А Андрей Духовников даже признался, что он любит всех сотрудниц своего музея, но приоритет отдаёт именно Елене. В заключении он отметил её личный вклад в развитие художественной жизни Витебска: «Мне очень нравится эта её серия, и то, что она ищет свои пластические ходы, является большим достижением не только для Елены, но и для Витебска».

Елена Гурина и Андрей Духовников. Фото Георгия Корженевского

Старший научный сотрудник ВЦСИ Марина Карман сделала одно далекоидущее замечание по поводу названия выставки. Она напомнила, что по-немецки «Kraft» – ещё и сила, а это означает намёк на будущее творчество, на мощное развитие своего потенциала. Мы же, со своей стороны, также напомним об английском понятии «Witchcraft», которое означает «колдовство» или «ведьмовское ремесло». И оно неотделимо от «силы» как энергетического потенциала творчества Елены Гуриной и «красоты» как эстетической категории, характеризующей её произведения. И здесь, в заключение, мы перейдём к философским основаниям концепции выставки, которые также раскроют магическую природу произведений художницы.

Е. Гурина. Забытые вещи.

В кратком изложении содержания выставки Елена Гурина приводит слова Альфонса де Ламартина вопрошавшего, имеют ли неодушевлённые вещи душу. Также она отмечает, что «каждая вещь в «Крафте» освобождена от своего прямого предназначения, она не могла бы быть использована, ни даже интерпретирована как символ, она есть – без определений и дополнений». Здесь мы сразу выходим на два философских направления. Первое – это экзистенциализм, представители которого также задавались вопросами прямого, не опосредованного восприятия стихийных жизненных сил, и утверждали, что существование первичнее сущности. Второе направление является очень древним. Это пантеизм, согласно которому одухотворена всякая вещь во Вселенной. Объединённые с немецким «Kraft» и английским «Witchcraft» эти системы могут приблизить нас к постижению таинственного и гармоничного одухотворённого пространства Елены Гуриной.

На открытии выставки. Фото Георгия Корженевского

Меткі: ,

Чытайце яшчэ