Топ10 картин Витебска: многообразие творческой активности

«Народные новости Витебска», подводя итог прошлогодней выставочной жизни города, предлагают читателям авторский чарт картин, экспонированных в 2014 году, составленный Георгием Корженевским.
Витебские художники. Слева направо: Александр Малей, Валерий Чукин, Александр Соловьёв, Виктор Шилко, Николай Дундин. Фото Георгия Корженевского

Разумеется, это не список «лучших» картин. Но предлагаемый рейтинг позволит узнать о наиболее актуальных направлениях поисков представителей Витебской художественной школы. Потому при составлении списка корреспондент руководствовался отбором картин только тех мастеров, которые имеют прямое отношение к Витебску. Две представленные работы принадлежат уже ушедшим в иной мир художникам двух разных поколений, оставившим глубокий и неизгладимый след в истории витебского изобразительного искусства.

Этот рейтинг не предполагает определение и нумерацию мест, приведённая последовательность обусловлена лишь задачами композиции самой статьи. И, конечно же, в его составлении внимание сосредоточено на глубине передачи идеи, выходящей за пределы физического ряда чувственно воспринимаемых явлений.

Александр Карпан. Уссурийский тигр.

Александр Карпан. Уссурийский тигр.
Человек есть образ и подобие Божие, тогда как зверь есть образ и подобие ангела – такое восприятие находило неоднократное выражение в христианской традиции. Отметим также, что тигр является одним из коренных тотемов, выражающих магическую природу человека, укоренённую в запредельном. И если мы вспомним про концепцию Святого Ангела-Хранителя в оккультном толковании, указывающем на божественный дух в человеческом существе, она также неизменно будет связана с тотемным принципом. Творчество Александра Карпана всегда являлось примером полноты проникновения в духовное содержание природного мира и выражения в нём особого таинственного смысла. Данная работа, представленная на выставке «ZOOparking “Ноев ковчег” 2», позволяет узреть «мудрость зверя», превышающую человеческую.

Алексей Бизунов. Прогулка розового бычка.

Алексей Бизунов. Прогулка розового бычка.
В конце прошлого года в Витебске состоялось две выставки безвременно ушедшего художника Алексея Бизунова. Проходили они в Музыкальной гостиной и в Витебском центре современного искусства. Картина являет собой сплав очень многих художественных направлений. Это и наивное искусство, и символизм, переходящий в абстрактный метод, сопряжённый с параллелями из сновидимого пространства. Произведение демонстрирует неразрывную ткань детской реальности, которая остаётся в душе каждого взрослого человека. Её актуализация зависит от возможности проникновения в глубинную память. Текст, вписанный в картину, свидетельствует об этой всепоглощающей, тотальной гомогенности, предшествующей её трагическому разрыву взрослой, дискурсивной логикой языка. Он утверждает изначальность этой непрерывности, стремление вернуться в неё: «Всё что его окружало оставалось и не вокруг и не позади и не внутри и не оставалось может быть». Отсутствие знаков препинания также свидетельствует о счастливой непрерывной гармонии, предшествующей «фашизму языка» и тоталитарности смысла.

Олег Сковородко. Девушка и птица.

Олег Сковородко. Девушка и птица.
Данная картина гармонично объединяет глубину местного колорита, выраженного в реальности «гения места», и универсальное общечеловеческое содержание. Кончено же, фантастическая птица, распустившая хвост во всём его многообразном цветении, может служить и аллегорией молодости. Исходя из созерцательного пространства картины, мы даже можем говорить о «вечной молодости». Этот смысл подчёркивает образ Девы, один из аспектов триединого женского божества. Но также птица, выражающая устремления человеческой души, или символизирующая Божественное Я человека, будучи «птицей духа», может указывать на укоренённость в одухотворённое пространство, являющееся космизированным. Не зря сельская местность, обозначения которой имеются в картине, и коей органично присуще стихийное язычество, воспринимается средой более изначальной, в сравнении с городской. «Гений места» в виде фантастической птицы в этом случае предстаёт споспешествующим всеобщему гармоничному росту и цветению.

Олег Крошкин. Большая витебская обнажённая.

Олег Крошкин. Большая витебская обнажённая.
Здесь внимательному и проницательному взгляду, вооружённому методологией проникновения в архетипический смысл метакультурной среды, открывается не просто выражение красоты и привлекательности витебских женщин. На картине мы видим локализованную сущность, но уже не в мужском аспекте «гения места», а в качестве стихиали, связанной с миром человеческой чувственности. Тут, между прочим, тайна самого Олега Крошкина: он выражает человеческую стихиальность, всегда проявленную в женской ипостаси. При этом он подчёркивает её безусловную приоритетность и первостепенную ценность в сравнении с насильственными разновидностями социальной среды. Стихиальная матриархальность Олега Крошкина является куда более важной и позитивной в сравнении с сомнительными матриархальными и феминистическими тенденциями современного социума. Они являют собой лишь симулякр женственности, подлинную реальность которой воспевает художник в своих картинах. Данная работа демонстрировалась в прошлом году на коллективной выставке «Портрет города» и персональной выставке «Cherchez la femme (Шерше ля фам)».

Виктор Крук. Под крылом ангела.

Виктор Крук. Под крылом ангела.
Одноимённое название имела и прошлогодняя персональная выставка художника. Это говорит о центральности данной картины для выражения идеи выставки. В творчестве Виктора Крука с его глубоко чувствительным, а не махровым и кондовым реализмом, мы видим две основные смысловые линии: это любовь к родному краю и выражение духовных аспектов православной традиции. Потому, разумеется, здесь мы становимся свидетелями отображения не чувственной стихиальности, а надстоящего духовного принципа, укоренённого в реальности православного трансмифа. Церкви земной покровительствует высшая духовная иерархия – это показывает Виктор Крук в полном соответствии с православным вероучением. Сам ангел на картине может быть также воспринят как демиург сверхнарода, транслирующий божественную волю человеческому соборному организму.

Александр Соловьёв. Лик.

Александр Соловьёв. Лик.
Творческая молодость одного из старейших и самых уважаемых витебских художников не перестаёт поражать. Александра Соловьёва можно назвать смелым художником-визионером, духовный огонь которого высвечивает сущности и уготованные человечеству ситуативные возможности в глубоком подполье Нижнего мира, где Мойры (также Норны или Суденицы) прядут нити судьбы. Его совместная выставка с Игорем Литвиновым в прошлом году раскрывала тревожную динамику процессов планетарного космоса. Вместе с тем, искусство художника выхватывает глубинный пласт метакультурных архетипов, являющихся для современных людей действительно «доисторическими». В картине «Лик», на первый взгляд, проявлена, пусть и духовно насыщенная, но реминисценция иконописи. Но если всмотреться более проницательно, это лик такого глубокого прошлого, о котором современники не могут ничего знать. Пользуясь литературным примером Фёдора Достоевского, можно сказать, что ему соответствует не Святой Дух христианства, а Святодух дохристианской традиции.

Виктор Шилко. Пробуждение Стрельца.

Виктор Шилко. Пробуждение Стрельца.
Данный художник является последовательным нонконформистом в своём творчестве. Стрелец у Виктора Шилко очень многозначный. Это может быть сигила, составленная на рунической основе или алхимических символах. Это также может являться стилизацией человеческой формы, правда прошедшей трансформацию и уже не являющейся вполне человеческой, что позволяет нам вспомнить высказывание Юрия Мамлеева: «Тайна человека заключается в том, что он не есть человек». И это, возможно, в том числе и астрологическая аллюзия, которая раскрывает нам не розово-ньюэйджевскую трактовку вселенной, а грозную, несгибаемую силу Намерения, как изначального космического импульса. Стрелец как астрологический знак наилучшим образом выражает эту непреклонность намерения. Пробуждение данного знака в человеческом существе раскрывает для него космос с самой неожиданной стороны: с его тёмной, жёсткой и хищной природой, которая и есть реальность.

Олег Костогрыз. Солнечная рыба.

Олег Костогрыз. Солнечная рыба.
Арт-проект «ZOOparking “Ноев ковчег”», куратором которого Олег Костогрыз является, раскрывал мир природы с очень разных сторон. В том числе и с допотопного времени в соответствии с сакральной историей, после трагического конца которого лицо мира неузнаваемо изменилось. Художники были свободны в полёте своей творческой фантазии, вследствие чего многие из них выходили на очень серьёзные метафизические обобщения. Не является ли Солнечная рыба стилистическим намёком на энигматический образ Золотой рыбки из известной сказки Александра Пушкина? Нет ли здесь параллелей с алхимическим смыслом? Согласно этому смыслу рыба, погружённая в огонь (качествами которого обладает Солнце), в оккультной анатомии соответствует человеческой ладони, и трактуется как соединение Меркурия и Серы. Данное соединение означает процесс проекции, которая предполагает объединение Великого Делания (Сера) и духовного интеллекта (Меркурий). Кстати, Золотом, согласно алхимии, управляет Солнце, и этот металл традиционно воспринимался как концентрированная солнечная энергия. Таким образом, символическая рыба в картине Олега Костогрыза предстаёт выражением несгибаемой проекции духовного роста и роскоши осознанного существования.

Елена Толобова. Тёмная материя.

Елена Толобова. Тёмная материя.
Картины Елены Толобовой предлагают альтернативный взгляд на космическую реальность, повествуя о том, что принципиально скрыто. Само название «Тёмная материя» – один из показательных примеров тому. Физически тёмная материя, как, впрочем, и тёмная энергия, относятся к принципиально непознаваемому, так как не испускают электромагитного излучения и не взаимодействуют с ним. То есть они не содержат в себе света, а значит, абсолютно невидимы. Исходя из этих свойств, религиозное сознание склонно воспринимать данную «тёмную сторону» Вселенной как средоточие антикосмоса, демонических сил. Тем не менее, магическая интуиция Елены Толобовой, выраженная в совместной с Татьяной Наговицыной выставке «COSMOGONY», указывает на творящий характер тёмных проявлений бытия. Так, исходя из антигравитации, свойственной тёмной энергии, происходит расширение Вселенной, ибо эта тёмная энергия, как бы «расталкивая» саму себя, обеспечивает и разбегание обычной материи. В то же время тёмная энергия, обладая отрицательным давлением, препятствует растяжению вещества. Между прочим, тёмная материя, согласно современным физическим данным, составляет 22% от общей массы Вселенной, а тёмная энергия – 74%. Потому художественный интерес к тёмному веществу у Елены Толобовой не только актуален с научной точки зрения, но и провиденциально соответствует бессмертной фразе Уильяма Шекспира: «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам».

Анатолий Изоитко. Цирк.

Анатолий Изоитко. Цирк.
В августе культурная общественность Витебска прощалась с Анатолием Изоитко, покинувшим этот мир на пороге своего 60-летия. До того, на выставке «ZOOparking “Ноев ковчег” 2», которая открылась в мае, посетители могли увидеть картину «Цирк». Художнику было свойственно это восприятие жизни как представления на арене, или же карнавала со всем его многоцветием. Известно, что подобного рода восприятие является часто критическим, предполагая понятные переносные значения слов «циркач», «клоун», «иллюзионист», а также «дрессировщик» и всё, что с ним связано. Тем не менее, Анатолий Изоитко благословлял жизнь, и всё многообразие и роскошь существования. Картины художника наполнены высоким эстетизмом, и в них, при всей карнавальности, прослеживается стремление к гармонии. Анатолий Изоитко демонстрировал мир радости и игры, красивой и утончённой. Это восприятие, позволяющее найти мир в душе, он и оставил своим современникам.

Меткі: , , , , , , , , , , ,

Чытайце яшчэ