Космический абстракционизм Елены Толобовой и Татьяны Наговицыной
В Витебском центре современного искусства проходит выставка «COSMOGONY» Елены Толобовой и Татьяны Наговицыной.
Даже среди иных абстрактных экспозиций, эта отличается подчёркнутой элитарностью и особым обращением к содержанию культурного и духовного опыта зрителя. Сразу бросается в глаза контраст работ Елены Толобовой и Татьяны Наговицыной, который, правда, замечательно дополняет друг друга. Очень сдержанные по средствам выразительности, лаконичные, углублённые сами в себя картины Елены Толобовой, и яркие, эмоциональные, выполненные в богатом многообразии смешанной техники произведения Татьяны Наговицыной.
Напомним, что сами представления о космогонии являются составной частью космологии. И если космография даёт нам описание мироустройства, а эсхатология повествует о последних судьбах мира и человека, то космогония – это учение о происхождении вселенной. Таким образом, художницы задались целью дотронуться до самых истоков изначального.
Произведения Татьяны Наговицыной являются своего рода взглядом на Вселенную через магический кристалл. Существовала такая практика ещё в древнейшие времена, когда друиды использовали прозрачные камни для предсказания будущего. В Средневековье стали использовать прозрачные шары, сделанные из берилла, а потом из кварца, при этом практике общения с кристальным шаром должен был предшествовать сложный магический ритуал.
В случае работ Татьяны Наговицыной, он, по всей очевидности, соответствует сложной смешанной технике, а о кристалле также напоминает стекло, создающее дополнительные блики и световые преломления. Работы Татьяны Наговицыной подчёркнуто радостны и ритмичны и создают впечатление вселенского карнавала рождения новых миров. Это неизбывный космический оптимизм, характерный для того времени, когда Вселенная была ещё ребёнком. А размещённые вместе произведения художницы создают впечатление джазового ритма и мы не знаем, куда нас дальше поведёт космическая музыка. Как говорил в своём «Заратустре» немецкий философ Фридрих Ницше: «Надо носить в себе ещё хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду»…
Картины Елены Толобовой совершенно иного рода. Нет, они не пессимистичны, понятия оптимизма или пессимизма здесь уже давно преодолены. Если произведения Татьяны Наговицыной сопоставимы с карнавалом и, соответственно, с театральным действом, то работы Елены Толобовой вызывают ассоциации с очень глубокой литературой. А ещё точнее – с чернокнижием… «Чёрная книга езидов», чёрные гримуары, книги Теней…
Речь не идёт о каком-либо банальном или даже вселенском зле, в данном случае «чёрный» означает запретную тайну, тщательно скрытую за системой глобального консенсуса человеческой среды. А речь в картинах Елены Толобовой идёт о внечеловеческом. О чём также говорят их названия: «Левиафан», «Тёмная материя», «Мёртвое озеро», «Маракат». К примеру, Маракат – это дух смерти и её предвестник. Но, как известно, смерть – это не конец, после неё, согласно учениям древности, следует возрождение.
Замечательная современная ведьма Франческа де Грандис в книге «Будь богиней!» писала: «Это то, с чем мы имеем дело в ведьмовстве: чем больше вы учитесь и чем больше вы погружаетесь в Мистерии, тем больше вы имеете дело с устрашающими тёмными природными силами всей Вселенной, такими как торнадо или энергия звезды, и со сравнимыми с ними невидимыми духовными мистериями Богини». Так, чёрные дыры, согласно некоторым физическим теориям, могут не только поглощать, но и порождать миры, достигнув стадии переизбытка энергии.
Именно такова тьма в картинах Елены Толобовой: тьма светящаяся, испускающая чёрные лучи в пространство бездонного космоса, способные освещать души живых существ. Этот свет открывает путь к чёрным вратам посвящения, указывающим дорогу в иные планы Бытия. Уместно вспомнить также о каббалистической бездне Даат, минув которую через окончательное уничтожение своего эго, адепт возрождается как вечное существо. На что и указывает картина Елены Толобовой «Эдем»: чёрная воронка, в глубине которой виднеется спектр Великого Непознанного.
Как передавал свой опыт Алистер Кроули: «Лишившись эго, которому они повиновались до сих пор, мои разум и тело освободились и получили возможность проявляться в мире сообразно своему характеру, дабы помогать человечеству в его эволюции». Картины Елены Толобовой и Татьяны Наговицыной различными средствами, выходящими за пределы художественной образности, приоткрывают внимательному зрителю тайны Сотворения.