Художественная анатомия: фоторепортаж со смелой выставки

Не пугайтесь, это не порнография. И даже не ню. Это анатомия красоты. Такая провокационная выставка в Витебске открылась впервые. На ее афишах написано – для возраста «18+». На вернисаже был небольшой налет скандальности: журналисты спорили с художниками. Но это все равно, что доказывать что-то жителям Марса. Художника надо либо впустить в свою душу, либо пройти мимо.

Но мимо этой выставки уж точно пройти не получится. Во-первых, привлекает имя куратора международного мультимедийного проекта Anatomia. Это очень вдумчивый художник, фотограф, стилист Дина Данилович. Пять лет, с 2007 по 2011 годы, она проводила в Арт-центре Марка Шагала международный фестиваль Cinematograf. Он объединял несколько видов современного искусства: живопись, фотографию, инсталляцию, хореографию и кино.

«Cinematograf был очень популярен, особенно его любила молодежь. И вот, когда, казалось бы, любимый народом проект достиг своей кульминации, Дина сказала: «Хватит». Но этот «кинематографический» опыт стал для нее импульсом для организации нового проекта – Anatomia», – рассказала на пресс-конференции перед открытием выставки директор Музея Марка Шагала Людмила Хмельницкая.

На «кинематографических» выставках Дина заметила, что люди пугаются работ с обнаженной натурой. И решила провести культурологический «ликбез».

«Anatomia – проект просветительский, это моя попытка показать зрителям, каким может быть изображение обнаженного тела. Этого не нужно бояться. Это прекрасно и естественно. Неоднозначная реакция на обнаженное тело в выставочном зале – следствие того, что люди не знают ни того, что происходит в современном искусстве, ни того, что происходило в истории мирового искусства. Люди должны понять, что тело человека не несет той грязной информации, которую им преподносит телевизор. Обнаженное тело – символ очень многозначный и древний. И нужно любить себя, свое тело, нужно любить других людей, восхищаться их красотой», – говорит Дина Данилович.

Готовилась выставка тяжело. Куратор вообще не была уверена, состоится ли проект. Сразу предстояло отыскать художников, рисующих или снимающих обнаженное тело. Таких довольно много, но почти все делают это для себя, «в стол». Потом Дине пришлось уговаривать потенциальных участников, вести с ними длительные переговоры: кто-то сомневался, кто-то отказывался, кто-то боялся – уж слишком смелый для Беларуси арт-проект. «Мне казалось, что я в пустыне. Задумывалась: может быть, эта тема неактуальная, несовременная, немодная?.. И еще было чувство, что я маньяк-преследователь: бегаю за художниками и спрашиваю: «Вы будете участвовать? Сколько у вас работ будет?» – вспоминает куратор.

Но в итоге на призыв «художника-анатома» из Витебска откликнулись 17 коллег из Беларуси, Латвии, Чехии и Франции. И получилось мощно. Одного музея даже не хватило. Пришлось разместить работы в двух местах – Арт-центре Марка Шагала и Центре современного искусства.

В Витебске впервые за последние годы выставляется чешский художник, причем очень именитый. Дине удалось «раздобыть» большую подборку работ Роберто Вано – фэшн-фотографа, снимки которого публиковались в Harper's Bazaar, Vogue, Elle, Cosmopolitan и т.д. Для экспозиции в Беларуси он предоставил часть своей «Платиновой коллекции». Роберто работает в редкой и дорогой технике – платинотипия. Такой способ печати придает фотографиям большое качество.

«Сокровищем» своего проекта Дина Данилович называет работы минского фотографа Игоря Савченко: «Это очень интимные фото, всего их 36. И для 35-ти из них в Витебске абсолютная премьера. Игорь нигде их не выставлял, вообще чудо и удача, что он согласился отдать их в чужие руки».

О работах Савченко и зашел спор. На фотографиях в одном из залов Арт-центра – тело зрелой женщины. Подувядшее, неупругое. Словом, не такое, как в глянцевых журналах. Кто-то думает, что это неэстетично. «Вы говорите – «некрасиво»? Но ведь это – любимая женщина художника! И эта немолодая грудь продолжает его вдохновлять. Это очень тонкое, искреннее признание в любви. Вообще наш проект – своего рода протест против массовой культуры, которая создала «идеальных людей», которые не болеют, не умирают, не стареют. Эти работы могут помочь зрителю полюбить себя, принять таким, какой ты есть», – уверена Дина.

Автору этих строк как зрителю очень понравились фотографии "На небесах (образы американского фотографа Роберта Мэпплторпа)" из проекта "Образы и подобия. Опыт художественного исследования одного фотографического архива» минского художника Сергея Кожемякина.

Еще впечатлила инсталляция с семенами тмина, камешками, прищепкой, проволокой, увеличительными стеклами, гвоздями и всякими разными ржавыми железками – «Пять обнаженных тел с Черного континента» (автор Владимир Макарков).

Сама Дина Данилович фотографирует только людей. Другие объекты, по ее словам, ей не интересны. Для своего проекта она нашла единомышленника, музу и героя своих картин – выпускника истфака БГУ, демонстратора одежды Максима Лойко. Молодой человек полностью обнаженным позировал Дине для ее работ, в частности, для «Чувств, мешающих пониманию».

«Тело Максима – идеальный объект для моих исследований. Между нами нет никаких романтических отношений. Но есть абсолютное доверие. То есть я могу одеть его, раздеть, все, что угодно… Максим для меня – абсолютная красота. Но красота не сексуальная, плотская. Глядя на него, я вижу всю историю искусства – это средневековье, Ренессанс, какие-то любимые религиозные сюжеты, христианские мученики. Вообще у нас странная дискриминация. Считается, что обнаженное женское тело – красиво. А вот обнаженный мужчина в некоторых местах не красив. Но человек – и мужчина, и женщина – везде создан гармонично», – рассуждает Дина.

Внешность и внутренний мир Максима трансформировались в работах Дины в образ святого мученика Себастьяна – римского легионера, забитого до смерти стрелами и камнями за христианскую веру. Картины с его изображением писали такие великие мастера как Тициан, Сальвадор Дали и другие.

Максим же объяснил свое участие в этом проекте так: «Я разделся, положил себя на алтарь искусства, чтобы доказать, что это не страшно».

Самые смелые работы из проекта экспонирует музей «Витебский центр современного искусства». Своим мнением о них поделилась старший научный сотрудник этого музея Елена Ге: «Первое, что бросилось в глаза при составлении экспозиции, – то, что это глубокий проект с тонко продуманной философией. Все работы соответствуют раскрытию основной темы. Какова она? Это даже не тело, а телесность – категория, которая во второй половине ХХ века вошла в обиход высокого искусства. Это объединение чувственного и созерцательного начал. И эротика на этих работах скорее как средство познания себя. Такие состояния как смерть, эйфория, боль проходят красной нитью через многие работы. В них красота. Красота – как жизненная сила, и красота декаданса».

В открытии этого проекта Арту-центру Марка Шагала и Витебскому центру современного искусства содействовали отдел культуры Витебского горисполкома, посольство Чешской Республики в Минске, Чешский центр в Киеве, консульство Латвийской Республики в Витебске.

Но, несмотря на столь высокое «покровительство», Дина Данилович все же опасается, что выставку могут закрыть. Хотя, задумывая этот проект, она проштудировала закон о порнографии в нашей стране – чтобы обезопасить себя и других участников.

Художница уже вынашивает новые идеи: «Если нас не закроют, если мы никого не оскорбим в их чувствах, то в следующем году в проект добавятся современная хореография и перформанс. Хочу пригласить участников из Швеции, Польши, а также снова представить чешскую фотографию. Возможно, Anatomia получит какую-то более узкую вариацию темы. Например, человек и еда. Или тело и одежда».

Anatomia, как и когда-то Cinematograf, приглашает на кинопоказы.

Их программа:

5 апреля, 17.00, Витебский центр современного искусства (пр. Белобородова, 5)
«И всё же Лоранс», режиссер Ксавье Долан, 2012, Канада, Франция
6 апреля, 16.00, Арт-центр Марка Шагала (улица Советская, 25)
«Рассекая волны», режиссер Ларс фон Триер, 1996, Дания, Швеция,Франция, Нидерланды, Норвегия,Исландия, Испания.
7 апреля, 16.30, Арт-центр Марка Шагала
«Человек-слон», режиссер Дэвид Линч, 1980, США.
13 апреля, 16.30, Арт-центр Марка Шагала
«Идиоты», режиссер. Ларс фон Триер, 1998, Дания, Швеция, Франция, Нидерланды, Италия, Испания.
14 апреля, 17.00, Арт-центр Марка Шагала
«Пурпурная дива», режиссер Азия Ардженто, 2000, Италия.

Меткі: , , , , , ,

Чытайце яшчэ