Топ самых необычных художественных работ на «Славянском базаре-2012»

Вернисажи художников и ярмарка ремесленников на «Славянском базаре в Витебске» проходят постоянно. Народ их любит, но многие идеи за 20 лет уже примелькались. Поэтому просто пейзажами «а-ля Шишкин» или натюрмортами с васильками взыскательную публику уже не удивишь. «ННВ» в фестивальные дни составили свой рейтинг самых необычных и креативных творений, которые в этом году выставили художники и народные мастера.

Первое место – у металлических ворот с изображением лошади, яблони и сказочных домов. Этот то ли Росинант, то ли Буцефал привлекал всеобщее внимание. Из десяти прохожих, наверное, только один не погладил лошадку и не пожелал сфотографироваться на ее фоне. Шедевр сотворил витебский мастер Константин Савицкий. Свою работу он никак не назвал. «Это художественное железо с элементами ковки, я бы так сказал. Делал я эти ворота три или четыре мясца. Лошадь – это грация, сила. А дерево – символ дома, семьи. Лошадь как бы летит над городом. Но никакой шагаловщины тут нет. Я вообще Шагала не люблю и не понимаю», – поделился Константин. Цена за ворота с лошадью была не для бедной публики – 9 тысяч долларов. Неизвестно, нашелся ли такой покупатель, но «лошадке на овес» художник точно насобирал.

В этот рейтинг просто нельзя было не включить инсталляцию «Машина времени». Автор – витеблянин Евгений Кутаркин. По его словам, подобное чудо на вернисаже появилось впервые. Конструкция, которую соорудил Евгений, представляла собой что-то вроде «башни», на которой были развешены разные ключики, бутылочки, колокольчики… На башне – отдельные «этажи»-ведра. А вёдра уже служили площадкой для экспозиции маленьких оригинальных сувениров – чайничков. Их, собственно, и продавал художник. Просто с прилавка ему было неинтересно торговать. Придумал такую вот инсталляцию. Но почем чайнички, ваш корреспондент в фестивальной сутолоке спросить забыл. Поэтому пардон.

Этот «Лик» поразил издалека. И остановил надолго. Увидев мой интерес, подошел автор работы, Сергей Ковриго из Гомеля. «Это изображение лика Иисуса Христа со знаменитой плащаницы. Лик выполнен из ржавого железа, а фон картины – серебрянка и другие краски, долго рассказывать технологию. А вообще эта работа родилась так: я менял крышу в доме, вдруг вижу – кусок совершенно благороднейшего металла, с необычными трещинами, дырочками, которые «проела» ржавчина. Я и раньше делал работы в такой технике. А здесь кое-что видоизменил», – рассказал Сергей. Свою работу художник продавал за 100 долларов. Ковриго творит в разных жанрах, пишет иконы и занимается их реставрацией. Образование конструктора-технолога радиоаппаратуры помогает ему широко использовать возможности живописной поверхности.

На нынешнем «базаре» гостил и «трибун революции» Владимир Маяковский. На холсте главный пролетарский поэт закусил папиросу и грозно посматривал на фестивальный василек. Витебский художник Сергей Любельский назвал свою работу в духе Маяковского – «Даешь базар!». И отдавал ее в хорошие руки всего за 250 тысяч.

Башмак, попирающий галстук, привез на вернисаж Алексей Алиханов из Минска. Свою работу оценил в 150 долларов. Художник стоял на улице Толстого и боялся, что это место – не самое лучшее. Но потом столичный житель понял, что на «Славянском базаре» в центре Витебска нет не то что безлюдных улиц, но даже пятачков.

Этот «свин» в бабочке и монокле был продан в один из первых дней фестиваля. За 120 долларов. Анатолий Пуглаченко из Минска привозит его на «Славянский базар» уже второй раз. «И как называется ваша работа?» – интересуюсь у художника. «Это просто «Хрюша», – в голосе автора ласка и гордость. «А с кем обычно зрители сравнивают вашего Хрюшу?" – «Ой, вы знаете, какие только ассоциации у людей не появляются! И с чиновником современным сравнивали. И со мной сравнивали. Говорят: «Это же твой портрет!» Но я не обижаюсь, пусть говорят, что хотят, лишь бы не проходили мимо», – смеется автор. На следующий «славянобазарный» вернисаж представительный «свин» опять приедет, пообещал Пуглаченко. Забавнее всего, что рядом с этим необычным персонажем соседствовала копия «Моны Лизы».

Этот красивый старинный сундук стоял на фестивальном подворье мастеров Лиозненского районного Дома ремесел. «Мы нашли его у пожилой женщины. Закрасили «под старину». Это стилизация под «огаўскі куфар», такие когда-то делали на Гомельщине. Оговские сундуки были именно зеленого цвета», – рассказала художник народного клуба «Крыніца» при районном доме ремесел Жанна Ильюшкина, которая и расписала сундук. «Куфар» этот – гордость лиозненцев. «Мы его только как объект экспозиции, для украшения, используем. Но не продаем. На всех фестивалях и праздниках к нам по сто раз подходят и задают вопрос: «За сколько продаете?» И мы всегда отвечаем: «Ни за сколько». «А если к вам сейчас какая-нибудь российская звезда подойдет и баснословные деньги предложит, неужели не продадите?» – спрашиваю. «Нет», – твердо отвечает Жанна Ильюшкина. И в ее глазах что-то такое, что заставляет верить, что мастер не лукавит. Потому что народное, белорусское – оно ведь и вправду самое бесценное и бессмертное…

Трехметровая, а может, и выше, кукла на ярмарке мастеров в парке Победителей появилась где-то в середине фестиваля. Редкий прохожий не мерился с ней «ростом». Но большинство было этой барышне только по пояс.

Меткі: , , , ,

Чытайце яшчэ